Турист Denis Tarabarov (denis111)
Denis Tarabarov
был 7 апреля 15:31
Фотоальбом

Кавказ. Маршрут Тридцатка (Через горы к морю)

Адыгея — Россия Август 2008

Дело было так. Летом 2008 года мы с друзьями решили отправиться в поход по горам Кавказа. Осталось только определиться с маршрутом. Выбор пал на один из самых известных и популярных горных маршрутов, существующих на Кавказе: маршрут "Тридцатка". Тридцатка - это самый знаменитый еще со времен Советского Союза пеший маршрут на Западном Кавказе, проходящий в основном по живописным горам Адыгеи. Маршрут проходит через плато Лаго-Наки и Фишт-Оштеновский горный узел.

Наш путь начался в Москве. До Адыгеи решили добираться на автобусе Москва-Майкоп. Время в пути около суток. В результате эксцесса случившегося в пути, наш автобус попал в небольшую аварию ночью во время проезда через Воронежскую область в Майкоп мы прибыли примерно с пятичясовым опазданием. Город осматривать особо было не когда, поэтому мы сразу отправились на автостанцию. Сели там в автобус, следующий до села Хамышки. Не доезжая до Хамышков мы сошли на трассе. С этой точки начинался наш пеший марщрут. Дело было уже к ночи, поэтому в первый день мы очень не много прошли. На ночевку остановились в горном лесу (само собой у нас были палатки)

В горном лесу Адыгеи, через несколько километров после начала пути. Недалеко от этого места мы стали на первую ночевку
Отдыхаю на камушке
В течении следующего дня мы собирались достичь турбазы Лаго-Наки, недалеко от которой собственно и начинался официально маршрут Тридцатка. Нам удалось достичь цели только к вечеру. В долине реки Белая мы заблудились. Поняв по карте, где мы находимся, мы стали подниматься по довольно крутому гребню, в итоге вышли прямо к егерям, которых очень удивили, поскольку они уж точно никого не ждали с той стороны, с какой пришли мы) Они даже не сразу поверили, что мы напролом прошли с истока реки Белая к ним) В общем они нам подсказали куда идти дальше, благо турбаза Лаго-Наки была уже совсем рядом. Достигнув турбазы мы наконец то могли позволить себе отдохнуть после достаточно тяжелого дня пути.
У истока реки Белая. Адыгея
Мои спутники. Глава нашей экспедиции: Макс (на переднем плане), изучает карту в надежде понять, куда идти дальше, чтобы выйти к турбазе Лагонаки
А вот собственно и турбаза Лаго-Наки
Вид на плато Лаго-Наки с возвышенности
Плато Лаго-Наки встретило нас облачной и прохладной погодой
Карстовая воронка на плато Лаго-Наки
Табун лошадей на плато Лаго-Наки
Каньончик. Плато Лаго-Наки
Плато Лаго-Наки. Выход к Фишт-Оштенской горной системе
В пути
Снежники на гребне
Наконец показался Оштен в облаках (2804 м.)
Причудливый просвет сквозь облака
Рассеиваемый свет через облака от солнечных лучей
Спуск к долине реки Цице
В окрестностях озера Псенодах
Гора Оштен в лучах заходящего солнца
Вечереет. Скоро совсем стемнеет
Часть озера Псенодах и окружающие его горы
Ближе к утру мы проснулись от дикого холода. Осмотревшись,  мы увидели, что все кругом замерзло. Сама палатка покрылась коркой льда, даже вода в бутылке замерзла. Все говорило о том, что за бортом палатки мороз. Кое как угревшись в спальнике мы все же решили дождаться утра. Утро было солнечным. Палатка быстро оттаяла и даже просохла в лучах солнца. Но из за резкого перепада температуры как то было не хорошо  по самочувствию. Через несколько часов правда отошло. Эта ночь оказалась самой неприятной из всех, мы явно не ожидали отрицательных температур в августе то месяце и поэтому немного замерзли ночью
Почти весь день прошел в пути через плато Лаго-Наки. К концу дня мы вышли к красивому озеру Псенодах (высота зеркала почти 2000 м над уровнем моря). Решено было на его берегу поставить палатки и заночевать. Мы еще не знали какой сюрприз нас ожидает ночью. Ближе к утру мы проснулись от дикого холода. Осмотревшись, мы увидели, что все кругом замерзло. Сама палатка покрылась коркой льда, даже вода в бутылке замерзла. Все говорило о том, что за бортом палатки мороз. Кое как угревшись в спальнике мы все же решили дождаться утра. Утро было солнечным. Палатка быстро оттаяла и даже просохла в лучах солнца. Но из за резкого перепада температуры как то было не хорошо по самочувствию. Через несколько часов правда отошло. Эта ночь оказалась самой неприятной из всех, мы явно не ожидали отрицательных температур в августе то месяце и поэтому немного замерзли ночью
На озере Псенодах
Озеро Псенодах в лучах утреннего солнца
Гора Оштен в солнечную погоду
Вид с Майкопского перевала
Вид на хребты Западного Кавказа с Майкопского перевала
Майкопский перевал и панорамный вид на горы с него
Спускаемся вниз по тропинке с Майкопского перевала. На спуск ушло порядка двух часов
Симпатичные скалы Фишт-Оштенской горной гряды
Скалы горного массива Фишт
Встретили пару лошадей, пасущихся в горах
Интересная россыпь камней на пути следования
Интересное сочетание ближнего и дальнего вида
А вот и Фишт! Самая высокая гора здешних мест. Его высота 2867 м над уровнем моря
На приюте Фишт. Фото сделано ранним утром перед началом очередного походного дня
Приют Фишт в лучах утреннего солнца
Панорама части Фишт-Оштенского массива
Черкесский перевал: последний перед началом спуска к морю
От сюда начинается спуск к морю. Далее по ходу маршрута даже есть участок, который так и называется: "веселый спуск" в несколько километров. Правда если идти со стороны моря то "веселый спуск" превратится в не менее "веселый подъем"
Мы снова в горном лесу на участке "веселого спуска"
Переправа через реку
В итоге мы должны были добраться до села Солох-Аул, от которого уже ходят автобусы до Дагомыса (Большой Сочи). Не смотря на то, что в путь мы отправились рано утром, мы все же не успели за светло добраться до Солох-Аула и в итоге заночевали в нескольких километрах от него. А наутро продолжили свой путь. До Солох-Аула добрались быстро, поскольку поймали попутку, уазик проезжал мимо нас, и нам предложили доехать ло Солох-Аула на машине. В Солох-Ауле мы почти сразу сели на автобус до Дагомыса. Так мы добрались до берега Черного моря