Турист Denis Tarabarov (denis111)
Denis Tarabarov
был 25 марта 8:29
Фотоальбом

Кавказ. Восхождение на Казбек (5033 м.)

DSC-W130
Грузия Июль 2016
Грузия: полезная информация

Казбек — потухший вулкан, самый восточный пятитысячник Кавказа, расположен в восточной части Центрального Кавказа, на границе России и Грузии. Последнее извержение произошло в 7 веке до н. э. Высота - 5033 м.

У Казбека два покрытых снежными шапками пика-конуса: восточный (5033 м) и западный (5025 м). Их соединяет хребет-седловина

Мое знакомство с Грузией началось с ее столицы, Тбилиси, где я пробыл три дня. По этому поводу будут отдельные альбомы.

Что касается похода на Казбек, то он должен был начаться 22 июля. Но до этого мне нужно было встретиться с моим другом, с которым я и собирался восходить на эту вершину. 21 июля я из Тбилиси добрался до поселка Казбеги (Степанцминда), который собственно и находится в окрестностях горы Казбек. Сам поселок находится на высоте 1750 м. над уровнем моря, поэтому не смотря на то, что лето в разгаре, даже днем здесь редко бывает по настоящему жарко. В этот же день сюда же прибыл и мой друг Максим через перевал Верхний Ларс из Владикавказа. После того как мы объединились, мы потратили остаток дня на подготовку к предстоящему походу. Казбек, это достаточно серьезная для восхождения гора, для восхождения на которую необходимо иметь определенное альпинистское снаряжение. Так что первым делом мы нашли пункт проката альпинисткого снаряжения. Изначально мы хотели взять в аренду только кошки и ледоруб, но сотрудники прокатной компании настоятельно рекомендовали взять нам еще и страховку: обвязку и веревку.

Встали мы достаточно рано. Подкрепившись в одном из кафе в центре поселка мы двинулись в путь.

Поселок Казбеки в целом не велик, хотя и совсем маленьким его тоже назвать нельзя. Тем не менее мы очень быстро вышли за его пределы, держа путь в сторону монастыря Святой Троицы (Цминда Самеба ), который находится у подножья Казбека на высоте почти 2200 м над уровнем моря и возвышается над поселком.

Весь путь до монастыря занял примерно два часа. К сожалению было облачно, так что мы не смогли полюбоваться красивыми панорамами со смотровой площадки монастыря. Немного передохнув, мы пошли дальше, постепенно набирая высоту...

Панорама Казбека и окрестностей в лучах заходящего солнца. Слева можно различить силуэт монастыря  Святой Троицы (Цминда Самеба)  14 века
Панорама Казбека и окрестностей в лучах заходящего солнца. Слева можно различить силуэт монастыря Святой Троицы (Цминда Самеба) 14 века
Казбек на закате дня в окружении облаков, чем то напоминающих гриву
В этом домике мы ночевали перед началом нашего похода
После того как мы миновали монастырь Святой Троицы, снизу стало все затягивать облаками, образуя сплошное "одеяло" из облаков, которое окутало поселок и окрестности вокруг него. Фото сделано приблизительно с высоты 2600 м над уровнем моря.
Мы шли медленно, часто останавливаясь на непродолжительный отдых. Несли на себе тяжелые двадцатикилограммовые рюкзаки. Первый походный день всегда труден, организму ведь нужно какое то время, чтобы привыкнуть к таким значительным нагрузкам.
Ближе к концу дня вышли на смотровую площадку, с которой открывается вид на массив Казбека. Правда было облачно и сам Казбек был скрыт в облаках
На смотровой площадке есть крестик и табличка, посвященная погибшим альпинистам
Высота здесь уже примерно 2900 м
На окраине этой "подушки" находится промежуточная стоянка перед базовым лагерем (метеостанцией). Хотя кто то ее делает, кто то сразу проходит за день путь от поселка до базового лагеря. В общем, кому как удобно и кому как по силам. Мы же решили все таки сделать эту промежуточную ночевку. К тому же это нужно еще и для лучшей акклиматизации. Ведь высота даже  на этой ночевке уже под 3000 м., то есть уже возможны признаки горной болезни
Это место называется Зеленая подушка, не правда ли действительно похоже на подушку!?) На окраине этой "подушки" находится промежуточная стоянка перед базовым лагерем (метеостанцией). Хотя кто то ее делает, кто то сразу проходит за день путь от поселка до базового лагеря. В общем, кому как удобно и кому как по силам. Мы же решили все таки сделать эту промежуточную ночевку. К тому же это нужно еще и для лучшей акклиматизации. Ведь высота даже на этой ночевке уже под 3000 м., то есть уже возможны признаки горной болезни
Единственное, мы не стали спускаться в этот ближайший на фото "каньон", и пересекать речку,  а поставили палатку на этой стороне, благо площадки под палатку были хорошие
Единственное, мы не стали спускаться в этот ближайший на фото "каньон", и пересекать речку, а поставили палатку на этой стороне, благо площадки под палатку были хорошие
Наша палатка в лучах утреннего солнца
Вид из палатки на Казбек в приближении
Панорама Казбека со стороны нашей первой ночевки приблизительно с уровня 3000 м
Миновав стоянку "Зеленая подушка" тропа выходит вот к такой симпатичной долине
Поднимаясь выше, мы достигли языка ледника, спускающегося с Казбека, который круто обрывается вниз. Левее него можно так же увидеть несколько водопадов, с грязной водой
С высоты в 3200 м открывается красивая панорама
К обеду мы достигли участка, где тропа по камням заканчивается. Дальше путь продолжается по леднику. От той, кромки, которая видна за мной, до базового лагеря (метеостанции) идти приблизительно 3 км по леднику. Здесь нам впервые пришлось воспользоваться кошками, кто не знает, это специальные приспособления, в виде железных шипов, которые надеваются на обувь,  позволяющие ходить по льду и снегу.
К обеду мы достигли участка, где тропа по камням заканчивается. Дальше путь продолжается по леднику. От той, кромки, которая видна за мной, до базового лагеря (метеостанции) идти приблизительно 3 км по леднику. Здесь нам впервые пришлось воспользоваться кошками, кто не знает, это специальные приспособления, в виде железных шипов, которые надеваются на обувь, позволяющие ходить по льду и снегу.
Часа два у нас занял путь через ледник к метеостанции
Не далеко от метеостанции. Хорошо видно массивное оледенение и ледопад
Из за того, что в июле самый пик сезона, мест на метеостанции было мало, но тем не менее, нам повезло и мы смогли переночевать здесь одну ночь. Так выглядит обстановка внутри комнаты на метеостанции. Еще мы сразу же записались в журнал учета восходителей на Казбек. В обязательном порядке всех прибывающих на метеостанцию регистрируют.
Интересная надпись  на английском: "мне следует остаться или мне следует пойти")
Интересная надпись на английском: "мне следует остаться или мне следует пойти")
Вид из окна нашей комнаты. Высота метеостанции составляет почти 3700 м. К счастью горняшка не очень сильно давала о себе знать, тем не менее определенные признаки ее все же были, небольшая тошнота и боль в висках, ну и определенная слабость
Третий день экспедиции был посвящен акклиматизационному выходу вверх по тропе к вершине Казбека. Мы наивно полагали, что этот день будет легким, поскольку мы будем весь день ходить налегке. Но не тут то было. Не смотря на то, что мы шли без тяжелых рюкзаков, идти было очень тяжело, приходилось часто останавливаться, сказывалась недостаточная акклиматизация
Этого песика мы встретили недалеко от метеостанции на высоте 3800 м
Вид на метеостанцию с тропы
Тропа от метеостанции идет сначала по каменистым участкам, которые перемежаются с ледовыми полями
Красивый панорамный кадр на Казбек
И еще один
Идя по леднику, прямо по тропе попадаются местами трещины, так что надо быть аккуратным и внимательным
Здесь Казбек выглядит хмуро и сурово
Мы тем временем продолжали набирать высоту. Здесь уже перевалили за 4000 м. над уровнем моря. В этом месте тропа обходит скальные участки, с участками льда вмороженных в них. С этих скал постоянно падают камни разной величины. Зрелище конечно впечатляет, но и напрягает. Поскольку все это происходит достаточно близко от тебя и ты не чувствуешь себя из за этого в абсолютной безопасности
Мимо проходит группа альпинистов в полной экипировке
Мы тем временем продолжаем огибать эти скалы со стреляющими камнями
Дойдя до высоты в 4250 м над уровнем моря, мы очень устали, решили, что этого достаточно и развернулись на этой отметке на спуск. Слева от тропы хорошо видно ледовое поле, с огромными трещинами
Ура! Наконец то спускаемся! Спускаться то значительно легче)
День четвертый. Казбек в лучах утреннего солнца...
Вид на противоположный хребет с метеостанции
Метеостанция в лучах солнца
Еще один вид с метеостанции
Первоначально мы хотели достигнуть вершины Казбека, выбрав стартовой точкой именно Метеостанцию. Но в последний момент передумали и решили перебраться поближе к вершине на дальнюю стоянку на высоту 4450 м. В этом решении есть минус и плюс одновременно. Минус заключался в том, что нам пришлось тащить дальше наши тяжелые рюкзаки до отметки в 4450 м, ну а плюсом было то, что вершина с той дальней стоянки была уже совсем близко.
Начиная с 4300-4350 м  тропа постепенно выходит на ледовое плато
Начиная с 4300-4350 м тропа постепенно выходит на ледовое плато
Наконец к концу дня мы достигли этих так называемых дальних ночевок. Только мы поставили палатку, как неожиданно повалил снег, вернее эта была даже снежная крупа. Снег шел около часа и за это время успел прилично так присыпать наше скромное жилище) Чего я опасался еще, ночуя на такой большой высоте, так это значительных морозов, ведь на такой высоте и 10 и 15 градусов мороза ночью не редкость. К счастью ночь выдалась на удивление теплой для здешний мест. Мороз конечно был, но очень слабенький, минус 3, может пять максимум
Тем не менее с утра было очень не просто выползать из промороженной палатки и одевать промороженные насквозь ботинки. На фото я ранним утром на ледовом плато на фоне вершины Казбека
Пока мы готовились к выходу на вершину мимо нас проходили многочисленные группы альпинистов, как на этом фото
Итак, после получасовых сборов, во время которых мы экипировались, надев кошки и обвязку, захватив ледоруб и прочие вещи, необходимые в пути, мы наконец то двинулись к вершине
Шли медленно, постепенно приближаясь к цели
По мере набора высоты перед нами открывались все более грандиозные виды
Последние 400 метров по высоте перед вершиной тропа идет по достаточно крутому склону. Максимальная аккуратность и осторожность необходима превыше всего
А ну ка подтянули пацаны!
Останавливаться приходилось очень часто, буквально через каждые 30 метров. Во время этих коротких периодов на отдых можно было спокойно полюбоваться на предстающие перед тобой грандиозные виды Казказских гор, просматривающихся на многие десятки километров!
Вид снизу на вершину Казбека и восходителей
Группа альпинистов на отдыхе)
От фантастических видов я быстро пришел в состояние эйфории, в котором прибывал несколько часов)
Постепенно мы достигли седловины, участка, который соединяет западную и восточную вершину. Сама седловина находится на 4900 м над уровнем моря. С нее отлично просматриваются обе вершины. На фото, главная вершина 5033 м
В непосредственной близости от вершины. Очень удачное фото. По нему хорошо видна тропа. Самый крутой участок находится перед козырком седловины, там почти отвесный участок, хотя и всего в несколько десятков метров, начинается как раз примерно от альпиниста в синем в дальней группе
А этого пса я встретил на участке выше седловины на высоте соответственно более 4900 м. Поразительно, зачем он сюда забрел, на такую высоту!
Конечный участок тропы перед вершиной пролегает по достаточно глубокому и рыхлому снегу
Ура! Вот и вершина! Я даже немного прослезился от радости! Так много затрачено труда и времени и вот свершилось!  Это же мой первый пятитысячник, на который я поднялся!
Ура! Вот и вершина! Я даже немного прослезился от радости! Так много затрачено труда и времени и вот свершилось! Это же мой первый пятитысячник, на который я поднялся!
С северной части вершины крутой обрыв, на фото видно
Ледоруб на "отдыхе" на вершине Казбека
Панорама с вершины Казбека просто потрясающая, еще и погода была отличной, единственное ветер на самой вершине был порывистый более 10 м в сек. На этом фото можно вдали разглядеть и самую высокую гору Кавказа, Эльбрус 5642 м! Эльбрус, это крайняя правая гора на дальнем фоне почти по центру фото
На вершине Казбека большая тусовка альпинистов)
На вершине!
На вершине с другом Максимом
Бросаем еще один взгляд на окружающую красоту и начинаем спускаться вниз
Мой друг Макс на спуске. После восхождения на вершину, мы вернулись к своей палатке на плато. Отдохнули немного. Собрали свои рюкзаки и продолжили спуск к метеостанции. Переночевали в палатке на площадке возле метеостанции и на следующий, уже шестой день, начали свой спуск в цивилизацию, в поселок
Пройдя ледник на спуске, мы снова приближаемся к ночевке "Зеленая подушка"
На спуск от метеостанции до поселка ушел почти весь световой день. Ура! Наконец, вдали показался поселок. Значит скоро будем на месте
А это упрощенная схема нашего пути от поселка Казбеги до горы Казбек и обратно.
К вечеру шестого дня мы достигли поселка. Так закончился наш шестидневный поход на гору Казбек. Физически было конечно очень тяжело, но с другой стороны столько приятных воспоминаний осталось в душе...В общем во время этого похода я впервые попробовал себя в альпинизме. Альпинизмом конечно заниматься очень интересно, только опасно и трудно физически. Но тем не менее, оно стоит  того, если это тебе по душе!
А это упрощенная схема нашего пути от поселка Казбеги до горы Казбек и обратно. К вечеру шестого дня мы достигли поселка. Так закончился наш шестидневный поход на гору Казбек. Физически было конечно очень тяжело, но с другой стороны столько приятных воспоминаний осталось в душе...В общем во время этого похода я впервые попробовал себя в альпинизме. Альпинизмом конечно заниматься очень интересно, только опасно и трудно физически. Но тем не менее, оно стоит того, если это тебе по душе!